В заключительный день форума «Сделано в России», 20 октября, «Деловая Россия» провела на его площадке сессию «Новый облик нацпроекта «Международная кооперация и экспорт»: взгляд бизнеса». Рассчитанный до 2024 года документ определяет цели и задачи развития государственной системы поддержки российского экспорта. Правительство РФ сейчас готовит новый паспорт нацпроекта, в котором будут зафиксированы современные реалии международной торговли.
Открывая дискуссию, ее ведущий – президент «Деловой России» Павел Титов, отметил, что бизнес является «ключевым клиентом» нацпроекта по экспорту. Среди всех национальных проектов он один из немногих, работающих в формате «государство – бизнес», и поэтому обсуждение этого документа невозможно без активного участия предпринимателей.
«В последние полтора года все говорят о новых возможностях для экспорта, и это действительно так. От части это произошло вынужденно. И на данный момент вопрос формирования облика национального проекта достаточно срочный и крайне необходимый. Мы можем очень много выиграть, выстроив элементы поддержки экспортного бизнеса, но, если сделать это неправильно – мы можем также много потерять. Я призываю всех настраиваться на совместную работу государства и бизнеса, чтобы от сложившейся ситуации выиграть еще больше, чем мы могли ожидать. А наша, “Деловой России”, основная миссия – сделать коммуникацию между бизнесом и властью максимально эффективной», — сказал Павел Титов.
В ходе дискуссии представители делового сообщества дали свою оценку действующих мер поддержки экспортеров, высказали пожелания по сохранению части из них, рассказали, чего им не хватает, и выступили с новыми инициативами. Обсуждение проходило в рамках трех тематических блоков – «Промышленность», «АПК», «Логистика и новые направления эскорта». Позицию делового сообщества представили член генерального советов «Деловой России» – старший вице-президент ГАП «Ресурс» Дмитрий Антонов, член московского регионального отделения организации, генеральный директор металлургического холдинга «Новосталь-М» Никита Рыбленков, а также представители компаний делороссов.
Предприниматели выступили за продолжение работы нацпроект и после 2024 года. Для увеличения объемов экспорта российской продукции необходимо прорабатывать новые альтернативные маршруты и способы ее доставки, развивать собственную транспортно-логистическую инфраструктуру, формировать систему совершения финансовых транзакций, систему страхования, развивать форматы присутствия и продвижения в зарубежных странах и реализовывать совместные проекты с дружественными странами, отметил Дмитрий Антонов. Отдельное внимание он обратил на потребности отрасли АПК в разработке новых финансовых инструментов.
В числе предложений бизнеса — увеличение лимитов по субсидированию затрат на транспортировку продукции, расширение списка товаров по ее использованию, меры по обязательному страхованию экспортных поставок, развитие каналов электронной торговли, создание индустриальных зон в дружественных странах, активное продвижение российских производителей, субсидии на экспортную логистику и сертификацию.
Предприниматели также высказались за смещение вектора господдержки с точечных инструментов финансовой помощи на более долгосрочные в виде льготных кредитов, необходимых, в частности, для развития транспортной инфраструктуры за рубежом.
Так, более необходимыми для крупных компаний Никита Рыбленков считает «стабильные меры в виде субсидирования кредитной ставки». «На примере металлургии скажу, что это даже предпочтительнее, потому что нам гораздо важнее знать, что наши кредитные соглашения с банком действуют и внезапно не прекратятся. А без точечных субсидий крупный бизнес может прожить», — заметил он, рассказывая об опыте своей компании — крупнейшего в России экспортера строительной стали, по выходу на рынки Западной Африки, Латинской Америки и АТР.
У бизнеса также есть запрос на расширение механизмов продвижения российских товаров за рубежом. В этой связи предприниматели обратились с просьбой не снижать объемы софинансирования участия экспортеров в выставках, а также отметили важность продвижения товаров под брендом «Сделано в России».
Свои комментарии на предложения бизнеса дали представители профильных ведомств – директор департамента международной кооперации и лицензирования Минпромторга России Роман Чекушов, советник Министра сельского хозяйства РФ Андрей Сухарев, заместитель начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Григорий Боярский. Итог дискуссии подвел вице-президент АО «Российский экспортный центр» Алексей Солодов, отметив что для обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции за рубежом РЭЦ активно развивает и расширяет инструменты поддержки экспортеров.
Источник изображения: volgograd-trv.ru