18:55
+20 C°
Пробки:   1
$
70.5198
79.5181

Подводные камни в PR (часть 5)

3 июня 2020 года
1817
Подводные камни в PR (часть 5)

В прошлых статьях мы рассмотрели типичные ошибки, которые люди совершают по неопытности или из-за непонимания процесса. Сегодня же речь пойдет про то, что очень близко к саботажу и вызвано либо нежеланием, либо неумением работать.  

PR часто воспринимают как искусство лжи. На самом деле это в корне неверный подход, если мы говорим про длительную работу. И один из самых серьезных подводных камней — это чрезмерное преувеличение заслуг, либо приписывание себе того, чего вы не делали.

Ложь в PR — не просто подводный камень, а настоящая глубинная бомба, которая не видна сразу, но со временем обязательно рванет. Отличной иллюстрацией этого является закономерно печальный итог псевдомиллионеров, бум которых случился в прошедшие пять лет в России.

Молодые ребята, которые просто умели говорить на камеру и брать в аренду машины, стали убеждать всех вокруг, что они являются миллионерами и готовы за небольшие деньги поделиться этим знанием с окружающими. Или еще лучше: готовы взять вас (а точнее ваши деньги) в новый проект. 

Была часть людей, которая сразу не поверила в эти рассказы, потому что при первой же попытке проверить биографию наткнулась на сильные нестыковки или же вовсе отсутствие упоминания об этих ребятах в профессиональной среде. Но часть людей предпочла поверить мошенникам и не слушать критиков. Ни денег, ни проектов никто после этого не увидел. А все семинары на поверку оказались набором цитат разных бизнес-тренеров, приправленными выдуманными историями и незнанием значения терминов «маржа», «прибыль» и НДС. 

Как говорил Авраам Линкольн: «Можно обманывать часть народа все время, и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время». И даже те, кто очень хотел поверить в сказку о миллионере в 20 лет, потеряв деньги, разуверились в мошенниках. Да и целая плеяда блогеров-разоблачителей, способствовала тому, что подобным людям перестали верить. Сегодня про «молодых миллионеров» уже почти и не слышно, а звезды этого бума либо бегают от уголовных дел, либо просто предпочли замолчать и скрыться из эфира.

Когда вы занимаетесь PR, очень важно знать ту грань, где заканчивается легкое преувеличение и выгодная расстановка акцентов и начинается бахвальство, которое по факту является ложью. Классик управления Л. Рон Хаббард в инструкциях для пиарщиков не зря выделил крупными буквами: «НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЛОЖЬ В PR».

Это один из моментов, за которыми надо внимательно следить и не допускать.

Приведу пример. У моих друзей есть сеть частных центров дополнительного образования. Для способных учеников у них есть серьезных скидки на занятия. Так вот, они решили называть это не скидкой, а стипендией для талантливых учеников. В конце года они посчитали сумму этих стипендий и использовали это в PR в виде:  «Мы предоставили более пяти миллионов рублей стипендий ученикам центров».

Звучит круто, и по сути это так и есть. Ведь расходы на каждого ученика одинаковы, что включает аренду, зарплату педагогов, расходные материалы и прочее. И данная скидка в 50% полностью ложится на владельца центра, урезая его личный доход.

А теперь представьте, что они сделали бы скидку в 10% всем, кто записался после пробного урока или дня открытых дверей, и назвали бы это стипендией. Вроде очень похоже, но в корне не верно. Если бы после этого они посчитали сумму, которая оказалась бы, к примеру 10 млн рублей в год, и умножили ее на 5, рассказывая: «Мы предоставили 50 миллионов рублей стипендий в год», — это был бы путь к провалу.

В любом случае такой PR-щик вам не нужен. Причем совсем не нужен — он даже опасен для вас. Ведь рано или поздно все эти преувеличения и ложь начнут вскрываться. Узнают, что вы на самом деле не заработали на свой мерседес, а получили его в подарок. Часть узнают, что вы не долларовый миллионер, а пару раз за год смогли заработать больше миллиона рублей. Кто-то, услышав про 50 миллионов стипендий, пригласит вас на благотворительный ужин, где обнаружится что вы не можете потратить 50 000 на благотворительность.

В итоге эти нестыковки и вскрывшаяся правду будут бить по вам и бить, пока от имиджа не останется и следа. О, да, это, к тому же, будет оплачено вами!

Не позволяйте вашему PR-щику заходить в это болото полуправды и бахвальства. Очень скоро он скатится в откровенную ложь и будет дискредитировать вас в среде людей с IQ выше 40 пунктов (нижней границей нормы для взрослого человек считается 75 пунктов).

Но что еще более важно, такое поведение пиарщика или любого другого специалиста говорит об отсутствии реальной работы и реальных результатов. Если ему приходится приписывать себе то, чего нет, или преувеличивать что-то в десятки раз, то что есть на самом деле, значит он почти ничего не делает на самом деле. Либо он вообще профнепригоден и не знает, как создать вам хороший имидж, либо он конченый лентяй и сутками напролет развлекается за ваш счет.

Хорошим способом пресечь подобное развитие событий будет называние точных и измеримых продуктов для PR-щика и требование строгого отчета с доказательствами по этим продуктам. Начинайте проверку работы каждый раз, как только вы заметите виляние и долгие пространные объяснения: «Ну, нам это пригодится, потому что созвездие Кассиопеи находится в доме Быка, и астрологи считают это благоприятным временем». Или, не дай Бог, «потому что это позволит создать определенную волну интереса, как в ролике "Эффект 100-й обезьяны"».

Тут действует старое доброе правило: если человек не может объяснить что-то простыми словами, он этого не понимает. Значит он не специалист, и не стоит тратить на него ни деньги, ни время. Лучше уж наймите студента на полставки, который будет просто писать и рассылать пресс-релизы про новый вид пирожков в вашей пекарне. 

Тут хоть вреда не будет. 

Артем Кузнецов

 

Раздел: Бизнес

Новости по теме

Смотреть все
Решетников о поддержке бизнеса: «Предпринятые в РФ меры имеют долгосрочный эффект для стабилизации занятости»
1 июля 2020
629
Правительство России во время пандемии внедрило меры поддержки бизнеса, которые имеют долгосрочный эффект для стабилизации занятости. Соответствующее заявление глава Минэкономразвития Максим Решетнико
Apple провела лучшую презентацию за 5 лет?
25 июня 2020
1832
На днях состоялась онлайн презентация Apple, которую многие СМИ и блогеры уже окрестили лучшей, за последние несколько лет. Почему так получилось и как Apple опять становятся новаторами, поговорим ниж
Набиуллина увидела ресурсы для восстановления экономики России
24 июня 2020
1906
РФ подготовилась к «коронакризису», поэтому имеет все ресурсы, необходимые для быстрого восстановления. Соответствующее заявление глава Банка России Эльвира Набиуллина сделала во время зас
Почему не хватает денег?
17 июня 2020
1938
Когда я слышу, что людям не хватает денег, что нет работы, или они не могут себе что-то позволить, во мне просыпается скептик.  Да, в данный момент денег может не хватать на что-то. Да, могу

Последние новости

Смотреть все
Минфин более чем вдвое увеличит объём заимствований в 2020 году
3 июля 2020
54
Министерство финансов страны в этом году намерено более чем вдвое увеличить объём заимствований – до 5 триллионов рублей с прежних 2,3 триллиона. Данная информация прозвучала из уст Владимира Ко
Решетников о поддержке бизнеса: «Предпринятые в РФ меры имеют долгосрочный эффект для стабилизации занятости»
1 июля 2020
629
Правительство России во время пандемии внедрило меры поддержки бизнеса, которые имеют долгосрочный эффект для стабилизации занятости. Соответствующее заявление глава Минэкономразвития Максим Решетнико
В России вступающие в силу законы станут причиной роста расходов населения
30 июня 2020
814
В России с 1 июля вступают в силу четыре новых закона. Эксперты полагают, что они станут причиной роста расходов населения. С начала июля вырастет стоимость услуг по ремонту и содержанию многоквартир
Власти России хотят сократить финансирование нацпроектов на 140 млрд рублей
29 июня 2020
1024
Правительство России планирует сократить финансирование нацпроектов, реализуемых по указу президента Владимира Путина, на 140 млрд рублей. Инициатива исходит от Министерства финансов. Представители в
В Иркутской области подвели предварительные результаты посевной кампании
26 июня 2020
1508
В Иркутской области уже завершился сев масличных и зерновых, а также картофеля и овощей. Информацией об этом поделилась пресс-служба регионального правительства со ссылкой на заявление Ильи Сумар
Следуйте за нами