01:16
Пробки:   4
$
88.0206
96.0371
Подводные камни в PR (часть 5)
Подводные камни в PR (часть ...
Подписка на рассылку

Подводные камни в PR (часть 5)

3 июня 2020
3342
5 мин.
Подводные камни в PR (часть 5)

В прошлых статьях мы рассмотрели типичные ошибки, которые люди совершают по неопытности или из-за непонимания процесса. Сегодня же речь пойдет про то, что очень близко к саботажу и вызвано либо нежеланием, либо неумением работать.  

PR часто воспринимают как искусство лжи. На самом деле это в корне неверный подход, если мы говорим про длительную работу. И один из самых серьезных подводных камней — это чрезмерное преувеличение заслуг, либо приписывание себе того, чего вы не делали.

Ложь в PR — не просто подводный камень, а настоящая глубинная бомба, которая не видна сразу, но со временем обязательно рванет. Отличной иллюстрацией этого является закономерно печальный итог псевдомиллионеров, бум которых случился в прошедшие пять лет в России.

Молодые ребята, которые просто умели говорить на камеру и брать в аренду машины, стали убеждать всех вокруг, что они являются миллионерами и готовы за небольшие деньги поделиться этим знанием с окружающими. Или еще лучше: готовы взять вас (а точнее ваши деньги) в новый проект. 

Была часть людей, которая сразу не поверила в эти рассказы, потому что при первой же попытке проверить биографию наткнулась на сильные нестыковки или же вовсе отсутствие упоминания об этих ребятах в профессиональной среде. Но часть людей предпочла поверить мошенникам и не слушать критиков. Ни денег, ни проектов никто после этого не увидел. А все семинары на поверку оказались набором цитат разных бизнес-тренеров, приправленными выдуманными историями и незнанием значения терминов «маржа», «прибыль» и НДС. 

Как говорил Авраам Линкольн: «Можно обманывать часть народа все время, и весь народ некоторое время, но нельзя обманывать весь народ все время». И даже те, кто очень хотел поверить в сказку о миллионере в 20 лет, потеряв деньги, разуверились в мошенниках. Да и целая плеяда блогеров-разоблачителей, способствовала тому, что подобным людям перестали верить. Сегодня про «молодых миллионеров» уже почти и не слышно, а звезды этого бума либо бегают от уголовных дел, либо просто предпочли замолчать и скрыться из эфира.

Когда вы занимаетесь PR, очень важно знать ту грань, где заканчивается легкое преувеличение и выгодная расстановка акцентов и начинается бахвальство, которое по факту является ложью. Классик управления Л. Рон Хаббард в инструкциях для пиарщиков не зря выделил крупными буквами: «НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЛОЖЬ В PR».

Это один из моментов, за которыми надо внимательно следить и не допускать.

Приведу пример. У моих друзей есть сеть частных центров дополнительного образования. Для способных учеников у них есть серьезных скидки на занятия. Так вот, они решили называть это не скидкой, а стипендией для талантливых учеников. В конце года они посчитали сумму этих стипендий и использовали это в PR в виде:  «Мы предоставили более пяти миллионов рублей стипендий ученикам центров».

Звучит круто, и по сути это так и есть. Ведь расходы на каждого ученика одинаковы, что включает аренду, зарплату педагогов, расходные материалы и прочее. И данная скидка в 50% полностью ложится на владельца центра, урезая его личный доход.

А теперь представьте, что они сделали бы скидку в 10% всем, кто записался после пробного урока или дня открытых дверей, и назвали бы это стипендией. Вроде очень похоже, но в корне не верно. Если бы после этого они посчитали сумму, которая оказалась бы, к примеру 10 млн рублей в год, и умножили ее на 5, рассказывая: «Мы предоставили 50 миллионов рублей стипендий в год», — это был бы путь к провалу.

В любом случае такой PR-щик вам не нужен. Причем совсем не нужен — он даже опасен для вас. Ведь рано или поздно все эти преувеличения и ложь начнут вскрываться. Узнают, что вы на самом деле не заработали на свой мерседес, а получили его в подарок. Часть узнают, что вы не долларовый миллионер, а пару раз за год смогли заработать больше миллиона рублей. Кто-то, услышав про 50 миллионов стипендий, пригласит вас на благотворительный ужин, где обнаружится что вы не можете потратить 50 000 на благотворительность.

В итоге эти нестыковки и вскрывшаяся правду будут бить по вам и бить, пока от имиджа не останется и следа. О, да, это, к тому же, будет оплачено вами!

Не позволяйте вашему PR-щику заходить в это болото полуправды и бахвальства. Очень скоро он скатится в откровенную ложь и будет дискредитировать вас в среде людей с IQ выше 40 пунктов (нижней границей нормы для взрослого человек считается 75 пунктов).

Но что еще более важно, такое поведение пиарщика или любого другого специалиста говорит об отсутствии реальной работы и реальных результатов. Если ему приходится приписывать себе то, чего нет, или преувеличивать что-то в десятки раз, то что есть на самом деле, значит он почти ничего не делает на самом деле. Либо он вообще профнепригоден и не знает, как создать вам хороший имидж, либо он конченый лентяй и сутками напролет развлекается за ваш счет.

Хорошим способом пресечь подобное развитие событий будет называние точных и измеримых продуктов для PR-щика и требование строгого отчета с доказательствами по этим продуктам. Начинайте проверку работы каждый раз, как только вы заметите виляние и долгие пространные объяснения: «Ну, нам это пригодится, потому что созвездие Кассиопеи находится в доме Быка, и астрологи считают это благоприятным временем». Или, не дай Бог, «потому что это позволит создать определенную волну интереса, как в ролике "Эффект 100-й обезьяны"».

Тут действует старое доброе правило: если человек не может объяснить что-то простыми словами, он этого не понимает. Значит он не специалист, и не стоит тратить на него ни деньги, ни время. Лучше уж наймите студента на полставки, который будет просто писать и рассылать пресс-релизы про новый вид пирожков в вашей пекарне. 

Тут хоть вреда не будет. 

Артем Кузнецов

Раздел:

Общественная редакция в Иркутске

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8169290218
Умерли за год
53055308
Родились за год
130525448