Перед началом сезона-2023/2024 на общем собрании РПЛ активно обсуждали финансовые вопросы, в частности, способы распределения средств между футбольными клубами. После длительных дебатов участники пришли к заключению, что стоит сохранить предыдущую модель распределения средств: половина суммы делится поровну между всеми 16 командами, а вторая половина зависит от их места в турнирной таблице. Президент РПЛ, Александр Алаев, подчеркнул, что возможно в будущем внедрение дополнительных выплат при выполнении KPI. В качестве потенциальных критериев он упомянул посещаемость домашних матчей, активность в цифровой сфере и участие молодых футболистов.
Кстати, эксперты и футбольные аналитики, например, из БК Онлайн, составили список фаворитов сезона-2023/2024, который возглавляют “Зенит” и “Краснодар”. На портале Бетонмобайл можно ознакомиться с полным списком фаворитов. Также эксперты портала публикуют обзоры БК и дают информацию про акции букмекеров — например, свежие Bet Boom бонусы.
Тем временем опыт внедрения маркетинговых показателей в распределение средств уже существует. До наступления пандемии (тогда было 40/60 с учетом маркетинговых показателей), в сезоне-2021/2022 была введена новая схема распределения — 60% поровну и 40% в зависимости от места в таблице. Это позволило клубам из нижней части таблицы получать больше средств, чем ранее, что помогло хотя бы частично компенсировать убытки, вызванные пандемией. Перед последним сезоном формат опять изменили на 50/50, обосновывая это "непростым в экономическом плане временем". Введение KPI, которое планировали вернуть, было отложено. Как объяснял генеральный директор ЦСКА, Роман Бабаев, из-за Fan ID стало сложнее обеспечивать рост подписчиков в социальных сетях и соревноваться в посещаемости.
Интересно, кстати, перед стартом предыдущего сезона РПЛ заключила выгодные соглашения, способствовавшие увеличению финансовых поступлений в распоряжение клубов на 344%, что составило 6,9 млрд рублей.
Таковы условия сделок с тремя основными партнерами:
- "Газпром-Медиа" (права на трансляцию матчей РПЛ): стоимость одного сезона – 7,7 млрд рублей;
- НПС "МИР" (титульный спонсор): по имеющейся информации, компания ежегодно вносит 720 млн рублей в копилку РПЛ;
- Winline (генеральный спонсор): 2,76 млрд рублей ежегодно.
Распределение средств между клубами подразумевает вычет 7,5% из общей суммы, которые РПЛ передает РФС за права, а также еще 600 млн рублей направляются на производство телевизионного контента. Учитывая иные статьи расходов, около 9 млрд рублей в итоге распределяются между клубами.