В рамках регионального этапа Конгресса ИДТ производители игр и игрушек, представители Минпромторга России, Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), профильные эксперты обсудили вопросы и вызовы, связанные с проведением эксперимента по добровольной маркировке детских товаров. Организатором мероприятия выступает Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) при поддержке Совета Федерации и Минпромторга России.
Проектом постановления Правительства РФ планируется проведение эксперимента по цифровой маркировке игрушек с 1 декабря 2023 года по 1 декабря 2024 года. На данный момент проект направлен в федеральные органы исполнительной власти. Те группы товаров, которые вошли в проект добровольного эксперимента могут быть откорректированы, так как процесс общественного обсуждения и регламентных процедур еще не закончен.
В ходе дискуссии также обсудили категории продукции, предварительно включенные в пилотный проект, технологические процессы работы с системой маркировки, меры государственной поддержки, необходимые отрасли детских игрушек.
Директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Владислав Заславский отметил, что эксперимент добровольный и бесплатный для участников, основная цель эксперимента — апробация механизмов нанесения средств идентификации на продукцию и процессов работы участников рынка в информационной системе маркировки.
«Как было отмечено на заседании Госкомиссии доля незаконного оборота детских товаров достигает 30%. При этом по данным ФТС России в 2022 году таможенными органами выявлено более 8,2 млн единиц контрафактных товаров, из которых 14% (1,2 млн) относятся к товарам для детей. Учитывая, что маркировка средствами идентификации уже апробирована в нескольких отраслях промышленности и зарекомендовала себя как наиболее эффективный инструмент противодействия незаконному обороту продукции, на заседании Государственной комиссии, было принято решение о необходимости проработки проведения эксперимента по маркировке отдельных видов товаров для детей», — резюмировал Заславский.
По мнению руководителя товарной группы «Легкая промышленность» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) — Оператора государственной системы маркировки «Честный знак» Анны Петрушиной эксперимент по маркировке игрушек, в первую очередь, необходим именно участникам рынка, ведь это возможность протестировать нанесение маркировки на различную упаковку, освоить работу с системой «Честный знак» и получить опыт, который будет ценен не только участникам эксперимента, но и всей отрасли в целом: «От разросшегося нелегального сегмента детских игрушек страдают честные участники рынка, ведь недобросовестная конкуренция мешает развитию отрасли в целом. Помимо прочего, контрафактная продукция неустановленного происхождения редко проходит оценку соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза и может содержать химические вещества, способные нанести вред здоровью детей», — рассказала она.
Проект о проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов товаров для детей размещен на Федеральном портале проектов нормативно правовых актов. Цели создания системы — повышение конкурентоспособности добросовестных участников рынка за счет сокращения доли незаконного оборота и доступ к данным о движении продукции по логистической цепи в режиме реального времени. Важно отметить, что коды маркировки предоставляются в период эксперимента бесплатно и могут использоваться и при введении обязательных требований.
По данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, в России профильный ОКВЭД имеют 1614 организаций, из них 563 — производители, 615 дистрибуторы и 463 — розничная торговля. Есть также и большое количество организаций с другим кодом экономической деятельности, которые занимаются детскими играми и игрушками. Президент АИДТ Антонина Цицулина обратила внимание, что с 2024-2025 годов будут действовать новые условия присвоения ОКВЭД, скорректированные по итогам выручки компании. На сегодняшний день АИДТ уже сформировала проектный офис по маркировке. В него вошли производители игр и игрушек, дистрибуторы и оптовые компании, представители розничной и интернет-торговли. К участию также приглашены организации игр и игрушек торгового рынка «Садовод». Поэтому ассоциация будет предлагать задействовать меры государственной поддержки, включая этап эксперимента.
«Тема маркировки вызывает много споров и опасений в сообществе производителей игрушек. С одной стороны, как показала практика внедрения маркировки в других товарных группах, этот инструмент позволяет бороться с контрафактной продукцией, защищает потребителей и обеспечивает на рынке честную конкуренцию. А с другой — компании индустрии опасаются, что им придется нести потенциальные издержки на оцифровку своего бизнеса, для того чтобы система прослеживаемости могла функционировать на производствах. Поэтому отрасль будет настаивать на мерах государственной поддержки», — прокомментировала Цицулина.
Источник изображения: объясняем.рф