О ситуации в рыбной отрасли и планах по ее дальнейшей модернизации доложил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Рыбохозяйственный комплекс работает устойчиво, стабильно.
«В этом году растут объемы вылова в основных промысловых бассейнах страны. Отрадно, что увеличивается вылов и за пределами отечественной экономической зоны, невзирая на недружественные действия ряда стран. С начала этого года общая добыча российских рыбаков составила более 3,5 млн тонн – на 13% выше показателя 2022 года», — сообщил Илья Шестаков.
Как отметил глава Росрыболовства, ряд недружественных стран ввели запрет на заход в порты российских рыболовных судов, работающих в конвенционных районах, и прекратили их ремонт, тем самым навредили сами себе. «Предприятия, которые ранее обслуживали российский флот, несут существенные финансовые потери, многие из них находятся уже на грани банкротства», — пояснил Илья Шестаков. Сложившаяся ситуация подтвердила необходимость в наращивании и модернизации отечественных судоремонтных мощностей, создании собственных компетенций.
«Ремонт флота для нас одна из существенных проблем. Рыбаки уже пошли в судостроение, а сейчас вынуждены идти уже в вопросы, связанные с судоремонтом. Для отрасли стратегически важно, чтобы наш флот обслуживался на российском берегу. Мы с Минпромторгом в диалоге, но, конечно, нужен комплексный подход и координация работы всех вовлеченных ведомств», — сказал Илья Шестаков.
Руководитель Росрыболовства отметил работу отечественных рыбоводов. За последние 10 лет объем производства аквакультуры в России вырос более чем в 2 раза. За первое полугодие 2023 года произведено 228 тыс. тонн товарной рыбы и морепродуктов (на 5,8% выше показателя прошлого года).
На заседании были озвучены промежуточные результаты лососевой путины. По оперативным данным на 15 августа, общий вылов достиг 528 тыс. тонн – в 3 раза выше уровня 2022 года.
«Лососевая путина имеет большое социально-экономическое значение для дальневосточных регионов и для российского потребителя в целом. Путина развивается успешно. При этом надо отметить, что это будет второй показатель по рекордному вылову лососевых за всю историю наблюдений, в 2018 году было 676 тыс. тонн, в этом году прогноз – около 600 тыс. тонн», — сказал Илья Шестаков.
По словам главы Росрыболовства, с учетом таких объемов добычи растет нагрузка на транспортно-логистическую инфраструктуру. Наблюдается подорожание поставок рыбы с Дальнего Востока в другие регионы России. В связи с этим, Росрыболовство обратились в ФАС России, чтобы проанализировать формирование стоимости услуг железнодорожного и морского транспорта, включая динамику до и во время лососевой путины на Дальнем Востоке. «Есть ряд факторов, которые влияют на рост стоимости, это и тарифы в портах, и сезонные увеличение цен операторов подвижного состава. Считаем, что есть возможность выровнять стоимость доставки в такие пиковые моменты промысла», — отметил Илья Шестаков.
Кроме того, Росрыболовство предлагает расширить программу субсидирования железнодорожных перевозок рыбной продукции с Дальнего Востока в центральные регионы России. «Важно, что сейчас действует программа субсидирования железнодорожных перевозок социально-значимых видов рыбной продукции, но пока только из минтая. И мы уже видим результат, за год сразу же вырос объем перевозки минтая в центральную часть России в два раза. Мы предлагаем расширить эту меру и на горбушу – самый массовый вид тихоокеанских лососевых, недорогой (на текущий момент добыто уже более 460 тыс. тонн), продукция из горбуши ориентирована именно на внутренний рынок и востребована у потребителя. Считаем, что субсидирование тарифа сделает ее еще более доступной, а также позволит загрузить сырьем перерабатывающие предприятия других регионов страны», — сказал Илья Шестаков.
Глава Росрыболовства доложил о ходе модернизации отрасли. В рамках первого этапа инвестиционных квот строятся 105 современных рыбопромысловых и краболовных судов и 27 рыбоперерабатывающих заводов. На данный момент построены 25 береговых фабрик и 18 судов (11 рыбопромысловых судов и 7 судов-краболовов). «Современный флот, который уже работает, отлично зарекомендовал себя – обеспечивает высокие стандарты безопасности промысла и эффективность производства», — отметил Илья Шестаков.
Для обеспечения внутреннего рынка доступной и качественной рыбной продукцией требуется расшить узкие места в логистической структуре. В том числе за счет создания дополнительных холодильных мощностей.
«В рамках реализации второго этапа инвестиционных квот, который мы начинаем уже в этом году, предполагается строительство 6 логистических комплексов в границах морских портов: четыре — на Дальнем Востоке и два — на Северном бассейне, которые позволят качественно хранить продукцию и в дальнейшем планомерно ее транспортировать», — пояснил Илья Шестаков.
Как отметил глава Росрыболовства, в настоящее время вышли подзаконные акты для проведения второго этапа программы инвестиционных квот и крабовых аукционов. Аукционы будут организованы уже в этом году. Планируется, что крабовые аукционы принесут в казну не менее 340 млрд рублей и простимулируют строительство инфраструктуры — во все аукционы заложены инвестиционные обязательства. Второй этап распределения «рыбных» квот привлечет в отрасль около 300 млрд рублей инвестиций дальнейшего обновления переработки, рыбопромыслового и транспортного флота. «После завершения второго этапа реформы, в России будут созданы мощности для переработки до 80% уловов – по сути уйдем от сырьевой модели развития рыбохозяйственного комплекса», — сказал Илья Шестаков.
Источник изображения: свту.рф